2020 / 21
В своей деятельности применяю современную классификацию методов, которые способствую к приобщению к музыкальному искусству, развитию музыкальных способностей, воспитанию интереса к музыкально – художественной деятельности:
1. Наглядные и наглядно – слуховые: направлены на показ приёмов исполнения, картин, иллюстраций, пособий, музыкальных инструментов, графического изображения. Качественное исполнение музыкальных произведений. Пение без сопровождения музыкального инструмента и в его сопровождении.
2. Словесные: образный короткий рассказ о музыкальном произведении, беседа, пояснение, вопросы, направленные на указания к исполнению.
3. Игровые: музыкально - дидактические игры на развитие сенсорных способностей, творческие задания.
4. Метод элементарного музыцирования: вопросы, направленные на самостоятельное принятие решения.Озвучивание стихов, картин, загадок о явлениях природы, сказок и др.Участие в шумовом оркестре.
Также использую метод морфологического анализа (ММА). Этот метод развивает творческие способности детей их самостоятельность в художественно-музыкальной деятельности. Дети с удовольствием используют его в самостоятельной музыкальной деятельности. Данные методы способствуют формированию творческой личности. Дети проявляют инициативу, учатся мыслить творчески, нестандартно. Они дают волю воображению, фантазии.
2021 / 22
В своей практике использую различные технологии:
Технология информационного обучения - ИКТ (информационно-коммуникативные технологии)- я использую на занятиях презентации, видеофильмы, а также в индивидуальной работе – играю с детьми в различные игры на закрепление цвета, величины, формы. В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами возникают психические новообразования: мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. Возможности использования современного компьютера позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания.
Технология проблемного обучения.
Она представляет собой создание проблемных ситуаций и активную самостоятельность детей по их разрешению, в следствие чего, происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развиваются мыслительные способности.
Технология проектного обучения
Это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач. В своей группе я реализовала такие проект как: "Этот загадочный снег". Цель проекта : выяснить, что такое снег, изучить его свойства.
Технология игрового обучения – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Основная задача игровых технологий в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверие ребенка к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, с улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. В своей работе с детьми раннего возраста я использую следующие виды игр: 1. Игры в парах - способствуют становлению субъектного эмоционального — положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении («Прогулка в парах», «По узенькой дорожке»и др.).
Совместные игры с несколькими партнёрами - эти игры помогают детям пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально — практическое взаимодействие с группой сверстников («Паровозик», «Лиса и зайцы», «Птички в гнёздышках» и др.)
Пальчиковые игры - дети подражают друг другу («Замок», «Пальчики попляшут», «Пальчики здороваются», и т. д.).
Хороводные игры - созданы по образцу народных игр и построены на основе сочетания простых повторяющихся движений и физических контактов участников («Каравай», «Раздувайся пузырь», «Карусели» и т. д.)
Совместные игры с предметами - помогают ребенку видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре («Катаем мячики», «Игры с резиновыми игрушками» и т. д.).
Игры с правилами - в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью («Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши» и т. д.).
Словесные игры - это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей
Настольно - печатные игры - это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", «Парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения.
Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. («Мозаика», большие конструкторы» и т. д.)
Здоровьесберегающие образовательные технологии. Самомассаж по технике Уманской.
Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Цель данной технологии – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него жизненного опыта.
2022 / 23
Музыка и игра – источник детской радости. Применяя на музыкальных занятиях различные игровые методы, я решаю важную задачу раннего музыкального воспитания детей – развиваю эмоциональную отзывчивость на музыку. В своей работе, я использую новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности.
Использование информационно – коммуникативной технологии на музыкальных занятиях позволяет мне, как педагогу значительно оживить совместные образовательные отношения с детьми, расширяя возможность в преподнесении музыкального и дидактического материала. Занятия с применением ИКТ активизируют внимание дошкольника, усиливают познавательный интерес к музыке. Занятия становится более содержательным и гармоничным.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально - ритмических движений, музыкально - дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах. Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности:
В разделе «Слушание музыки» - используются компьютерные презентации позволяющие обогатить процесс эмоционально – образного познания ребенка, вызывая желание неоднократно слушать музыкальное произведение.
В разделе «Пение» - певческие навыки усваиваются в процессе разучивания песен (игра со звуками своего голоса, интонациями речи). Показ компьютерной презентации к песне помогает заинтересовать детей провести беседу, отвечающей тематике песни.
В разделе «Музыкально - ритмические упражнения» - процесс разучивания танцев с использованием учебных видеороликов становится увлекательным и интересным для ребенка.
В разделе «Музыкально – дидактические игры» - применение озвученных презентаций («Добрый мастер», «Лесной оркестр», «Чей домик», «Угадай мелодию и настроение», «Яблонька» и т. д.) помогают ребенку сначала узнать задание, а потом проверить правильность выполнения его.
Использование ИКТ позволяет педагогу ярко и понятно донести до ребенка информацию о разных видах искусства, такие, как театр, балет, опера
Формированию основам музыкальной культуры дошкольников, накопление опыта музыкального восприятия способствует технология развития восприятия музыки О. П. Радыновой.
Использование на занятиях технологию формирования двигательных умений А. И. Бурениной предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребёнка и взрослого.
Игровая технология формирования навыков творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой позволяет сохранять и развивать природную музыкальность дошкольников на основе равноправного, межличностного, творческого, совместного игрового взаимодействия, безоценочного музыкального процесса.
Использование технологии развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности (А. С. Буренина, М. Родина, М. Д. Маханёва, Э. Г. Чурилова) на музыкальных занятиях помогает приобщать детей к театральной культуре, пробуждает интерес к театрально - игровой деятельности.
«Театрализованная игра» - направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных ситуациях. Включает:
Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии
Игры с импровизированными шумовыми инструментами;
Пальчиковый игротренинг;
Игры на развитие восприятия характера и содержания муз. произведения
Игры на развитие зрительного внимания
Игры с предметами быта и игрушками
Упражнения с атрибутами на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения
Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий
Упражнения по формированию выразительности исполнения (развитию мимики, пантомимики)
Игры-этюды на развитие эмоций
Игры-этюды на развитие творческого воображения
Игры-этюды на общение
Упражнения и игры на развитие культуры и техники речи (дыхательные и артикулярные упражнения)
Скороговорки
Упражнения на развитие интонационной выразительности
Творческие игры со словом
Инсценирование стихотворений
Подготовка и разыгрывание разнообразных мини-диалогов, потешек, песенок, стихов, разнообразных сказок и инсценировок
Работа над спектаклем (девять основных шагов):
1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными, с музыкальным оформлением.
8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми, подготовка выставки рисунков детей по спектаклю.
Выводы
Применение современных образовательных технологий на ОД по музыкальному воспитанию решают задачу общего развития детей средствами музыки, обогащают внутренний и духовный мир ребенка, развивают эмоциональную отзывчивость, формируют элементарное представление о видах искусства, национальных традициях и праздниках. Применение этих технологий соответствуют ФГОС ДО в воспитательно-образовательном процессе.
Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формирует гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях, сочиняя музыкальные истории, сказки воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры - придумки, игры – фантазии. Таким образом, современнее игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.